Взгляд на внешние рынки. Ждать ли миру кризиса в Китае в 2017 году?
Полный текст статьи А. Третьякова и С. Суверова для газеты Ведомости.
(Vedomosti.ru 21 февраля 2014)
Насколько обоснованы опасения нового глобального финансового кризиса наподобие 1997 года? Мы попытались обобщить различные точки зрения ведущих аналитиков и инвесторов. На наш взгляд, сценарий неожиданного кризиса маловероятен. Развивающиеся страны вполне могут справиться с оттоком «быстрых денег», произошедшим из-за сворачивания программы количественного смягчения ФРС США. Даже относительно слабые страны «хрупкой пятерки» вряд ли столкнутся с угрозой дефолта, по крайней мере, в ближайшие 1-2 года.
В 2013 г. Morgan Stanley выдал черную метку Бразилии, Индии, Индонезии, Турции и ЮАР, объединив их в группу «Fragile Five» — «хрупкая пятерка» и высказав сомнения в их способности сохранять финансовую стабильность в условиях двойного дефицита — бюджета и счета текущих операций.
После того, как аналитики заговорили об их слишком сильной зависимости от притока краткосрочных портфельных инвестиций, инвесторы поспешили на выход, в результате чего все участники неформальной группы столкнулись с 20-30%-ной девальвацией своих валют и были вынуждены резко поднимать процентные ставки. Турецкий центральный банк 28 января 2014 г. поднял ключевые процентные ставки сразу в 2 раза с 4% до 8%. Бразилия за последний год поднимала ставку уже семь раз, доведя ее до 10,5%, — при том, что инфляция замедлилась в годовом выражении до 5,6%, т.е. на полпроцента ниже, чем в России!
В последнее время слышится много разговоров о девальвации рубля и опасений, что ЦБ РФ также поднимет ставки в угоду международным спекулянтам.
На самом деле, анализируя страны по ключевым макроэкономическим показателям, можно выделить лишь тройку уязвимых: это Индия, ЮАР и Бразилия. У Турции и Индонезии относительно небольшой государственный долг, что дает им время на исправление недостатков. К тому же по совокупности показателей они устойчивее, чем Польша, большинство стран Восточной Европы и еще одна важная для международных инвесторов латиноамериканская страна — Мексика. Россия по данным критериям выглядит просто замечательно, не попадая ни в пятерку, ни в десятку уязвимых стран.
Но и у «хрупкой тройки» не так много сходств со странами Юго-Восточной Азии в 1997 г., в том числе и потому, что государственные финансы у «азиатских тигров» накануне прошлого кризиса были в образцовом состоянии — с минимальным долгом и бюджетным профицитом. Проблема состояла в том, что инвесторы не обращали внимание на оказавшийся в итоге критичным уровень краткосрочного валютного долга в частном секторе, при том что правительства были не готовы банкротить или передавать в иностранные руки значимые для экономики компании. Главное же различие между развивающимися странами в 1997 и 2014 гг. — сейчас в большинстве стран валютные курсы гибко устанавливаются на рынке. В 1997-1998 гг. цепная реакция девальваций стала результатом провала политики административного управления курсами, сейчас же рыночное ослабление валют позволяет найти баланс, помогающий сохранить конкурентоспособность развивающихся экономик в условиях ренессанса развитых стран, прежде всего США, и возврата капиталов на домашние рынки.