Как заработать на будущем восстановлении сырьевого рынка

Кризис на сырьевых рынках создает одну из лучших инвестиционных возможностей десятилетия. Доводы «за» лежат на поверхности: растущее население Земли требует с каждым годом все больше сырья, по сравнению с 1998 годом потребление нефти выросло на 25%, стали – практически удвоилось; ресурсы исчерпываются, горнодобывающим компаниям и нефтяникам приходится глубже бурить и искать возможности для работы во все более экстремальных климатических условиях. Текущая стоимость нефти, металлов не мотивирует вкладываться в развитие, по мере выработки уже открытых месторождений предложение начнет сокращаться. Неизбежный дефицит сырьевых ресурсов взвинтит цены и сулит инвесторам возможность увеличить в разы стоимость своих вложений в акции и десятки процентов – в долгосрочные облигации ведущих сырьевых компаний.

Статья Алексея Третьякова для журнала Forbes.
(Forbes.ru 20 ноября 2015г)

Forbes.ru 20 ноября 2015

Проблема заключается в сложности определения «ценового дна». Возможно, оно еще впереди.

В 2016 году сохранится навес предложения, например, нефти и железной руды. Будут вводиться в эксплуатацию месторождения, инвестиции в которые были сделаны несколько лет назад — на пике. Не исключено, что в Китае произойдет «жесткая посадка» экономики, что приведет к единовременному шоковому сжатию спроса, что затянет процесс балансировки еще на несколько лет. Инвесторам нужно не только приготовиться к долгосрочному ожиданию восстановления спроса на сырья, но и правильно отобрать компании, которые смогут пережить нынешний кризис.

На наш взгляд, при выборе корпоративных облигаций для инвестирования следует руководствоваться тремя основными факторами:

• выбирать компании – лидеры по себестоимости в своей отрасли, учитывая не только текущую расстановку сил, но и то, в какой стране оперирует та или иная компания. Для многих развивающихся стран поддержание производства сырья – жизненная необходимость, и там, где власти не препятствуют естественной девальвации местных валют, горнодобывающие компании могут быстрее адаптироваться к ценовой войне. Например, бразильская компания Vale – крупнейший в мире производитель железной руды — благодаря девальвации реала за год снизила производственные издержки более чем вдвое, с $20 до $10 за тонну (текущий показатель – $48) и с третьего места переместилась на лидирующую позицию по себестоимости.

• анализировать финансовое состояние, выделяя компании с наименьшей долговой нагрузкой, в особенности в части долга, приходящегося к погашению в ближайшие три года.

• учитывать исторические особенности развития и перспективы компаний, а именно, вероятность продолжения существования компании в ее текущем виде. Если по первым двум факторам российские «голубые фишки» выглядят замечательно, то здесь Россия проигрывает не только Европе и США, но даже Латинской Америке. Согласно недавно опубликованным данным Bloomberg, почти половина миллиардных состояний в Европе и 30% в Латинской Америке получена по наследству, в то время как в России – ни одного. Согласно еще одному исследованиюЦентра управления благосостоянием и филантропии фонда «Сколково», более половины респондентов не верят, что крупные российские компании могут стать семейными династиями. Это проблема не только самих олигархов, но и рядовых инвесторов, для которых возникает риск оказаться втянутыми в историю с левериджированным выкупом компании, а в худшем случае — столкнуться с хаотичным растаскиванием активов, особенно в случае скоропостижной кончины основного владельца.

Проиллюстрировать идеальную модель компании, работающей на развивающихся рынках, можно на примере крупнейшей в Латинской Америке бразильской сталелитейной компании Gerdau.

Основанная в 1901 году немецким иммигрантом Иоханнесом Гердау, на протяжении более чем 100-летней истории компания пережила бесчисленное количество кризисов и смен правительств. Четыре раза бразды правления были переданы следующему поколению Гердау, в последний раз в 2007 году — Андре Гердау, которому на тот момент было 44 года. Сейчас помимо Андре Гердау в совете директоров трудятся еще четыре представителя семейства. Семейная форма правления Gerdau не мешает идти в ногу с современными общепринятыми нормами корпоративного управления. С начала 2000-х годов Gerdau стала участником рынка еврооблигаций и начала публиковать отчетность по международным стандартам, в 2005-м – обзавелась кредитными рейтингами трех ведущих агентств, в 2011 году провела IPO, вывела депозитарные расписки на Нью-Йоркскую фондовую биржу.

В 2014 году Gerdau разместила еврооблигации на $500 млн на рекордный для компании срок – 30 лет.

Ни одна российская компания пока не смогла выпустить таких длинных бумаг.

Отсутствие долгосрочных инструментов, купив которые сейчас инвестор может компенсировать действительно существенные риски тем, что фиксирует на длинный срок крайне привлекательную ставку 7-10% годовых в долларах или евро, – еще одна причина, по которой, я думаю, в данный момент наиболее интересные идеи сосредоточены на таких рынках, как США и Канада, Бразилия, Колумбия или Мексика, но, к сожалению, не в России.

 

Личный кабинет